Андрей Травин (volk) wrote in ru_pr,
Андрей Травин
volk
ru_pr

Categories:

Копирайтер, сместивший диктатора

Я начал работать копирайтером, когда Дэвид Огилви был еще жив. В 1993, 1996, 1998-1999.
21 июля 1999 года Огилви умер в принадлежащем ему замке во Франции. Примерно с этого времени и я завязал.
И вот в 2013 я — снова копирайтер. Неожиданно.
А в это время чилийский режиссер Пабло Ларраин снял фильм о том, как копирайтер изящно сверг диктатора Аугусто Пиночета — и это почти комедия.

Режим нуждался в легитимизации за рубежом, и в 1988-м Пиночет согласился на проведение референдума, в ходе которого граждане должны были прекратить или продлить его полномочия. По закону противники диктатора на 27 дней получили доступ к телеэфиру — и это обстоятельство изменило ход чилийской истории.
Главный герой картины Рене Сааведра (Гаэль Гарсиа Берналь) — копирайтер из крупного рекламного агентства. Это вымышленный персонаж, у которого было несколько реальных прототипов. Сааведра — типичный представитель креативного класса: любит скейтборд, гоночные машины и игрушечную железную дорогу своего сына, в политику не вмешивается; жизнь его комфортна. Без большой охоты (обязательства перед друзьями родителей) он соглашается придумать стратегию для кампании «Нет» (против Пиночета), убедив заказчика не рассказывать о преступлениях диктатора и не показывать обезображенные тела его жертв. Сааведра снимает ролики, в которых по экрану скачут счастливые подростки, хор женщин поет веселую песню, в лучах солнца с холма спускается двухметровый красавец, выписанный из Дании. Будущее без Пиночета оказывается не только возможным — оно выглядит привлекательным, как бутылка Кока-колы (Ларраин не изобретал кампанию заново, в фильме используются настоящие ролики; чтобы они не контрастировали с игровыми эпизодами, картина аккуратно стилизована под видеофильм из восьмидесятых).

Оппозиция заранее уверена в поражении («Он выиграет даже без фальсификации выборов», — говорит один из персонажей). Соседка главного героя собирается голосовать за продление полномочий, потому что дорожит стабильностью (государственная пропаганда, соответственно, обвиняет противников в раскачивании лодки). Бывшая жена упрекает Рене в коллаборационизме, потому что участвовать в выборах значит играть по правилам диктатора. Начальник предлагает долю в компании, если герой откажется от проекта. Сааведра не соглашается, доводит дело до конца, несмотря на ленивые запугивания со стороны дряхлеющего режима — и неожиданно побеждает. Диктатура, которая казалась незыблемой, бесследно рассеивается за одну ночь.

Фильм «Нет» стоит увидеть по разным причинам. Противостояние двух рекламных стратегий (охранители вынуждены ежедневно менять акценты в своей кампании) — идеальный пиаровский материал.

На русского зрителя картина способна оказать сильное психотерапевтическое воздействие: копирайтер тоже может оставаться человеком.

Рене Сааведра, которого играет Берналь (прославился в фильме "Сука-любовь) — самый правдоподобный персонаж во всем фильме. Мы видим политиков, экспертов — и вдруг появляется этот парень, который все время играет с детской железной дорогой. Рекламирует кока-колу, спагетти и микроволновые печи. И именно ему приходит в голову, что в кампании за отставку Пиночета нельзя использовать тему насилия. Что надо придумать оптимистический мессидж. Это реклама, которая приходит в политику.
Кампания закончилась отставкой Пиночета, но за него все равно голосовало 44% населения.

Фильм «Нет» (No) стоит увидеть, тем более что с 2013 он имеется на русском. Прежде я смотрел семь фильмов про копирайтеров. Один из них — «99 франков», само собой. Второй — отечественный — «Двадцать сигарет» (в нем, кстати, была замечена комнатная игуана, почти такая же, как в офисе рекламного агентства "Маньяко"). Хрестоматийные «Чего хотят женщины», «Generation П», «Хвост, который виляет собакой»... Шестой — «Последняя искра жизни» (2011), в оригинале названный по самому удачному в истории Coca-Cola испаноязычному слогану «La chispa de la vida». Якобы главный герой придумал его еще в юности, но еще большей удачей для этого рекламиста-неудачника стало то, что у него любящая жена Сальма Хайек… Седьмой — итальянский, фестивальный, в оригинале просто «Speechwriter», в русском переводе «Прислужник»!


Что копирайтер может предложить своей стране? Мои предложения по ссылке. Но одно дело знать как надо, другое дело осуществить...
Tags: интересные публикации o PR
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments